Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Истомин Геннадий Васильевич

Изменение страницы:
02.10.2022 17:16

istomin.jpgГЕННАДИИ ИСТОМИН:

ПОЛИТИКА -ЭТО ПРИЗВАНИЕ

Геннадий ИСТОМИН -уроженец села Баяндай Иркут­ской области. Окончил Иркутский политехнический ин­ститут по специальности «инженер-металлург» и Ир­кутскую государственную экономическую академию по специальности «юриспруденция». С1974 по 1982 год работал на Братском алюминиевом заводе, с 1982 по 1991 год - в партийных и советских органах города Братска. С1991 по 1994 год был председателем прав'ления АО «Торговый дом "Братский"» и вице-президен­том ассоциации независимых предприятий «Дело». 1994 года занимал должность заместителя председа­теля Законодательного собрания Иркутской области. В ноябре 2003 года избран председателем ЗС.

Весной 1994 года в Иркутской области начала работать региональная законодатель­ная власть. Вы, Геннадий Васильевич, были во всех трех составах Законодательного собрания. Таких политиков в ЗС всего шесть: Гейдар Гайдаров, Антон Романов, Игорь Грин­берг, Сергей Зубарев, Александр Ташлыков и вы. Какэтидесятьлетразвиваласьзаконодатель-ная ветвь региональной власти?

Я бы сказал, что все эти годы мы двига­лись от романтизма к научному практицизму. В1994 году с большим энтузиазмом было вос­принято решение о начале строительства ин­ститутов государственной власти в Иркутской области. В нашей области впервые на терри­тории РФ прошли выборы губернатора, мэров и депутатов. Началась подготовка норматив­ных актов, прежде всего первого Устава Ир­кутской области, вызвавшего тогда очень жи­вую реакцию. Я был председателем рабочей группы по внесению изменений и дополнений в устав, и к нам поступило более 1 200 (!) за­мечаний и предложений. Мы много спорили о том, каким образом должна быть сформиро­вана система власти, нужно ли правительство, нужен ли двухпалатный парламент. Каким об­разом будут совмещены или разделены функ­ции губернатора и главы администрации? Про­шло десять лет, и я рад, что наш устав был при­знан модельным, по его принципам работали многие другие субъекты федерации.

Модель местного самоуправления, кото­рую мы выбрали, также оказалась созвучна фе­деральному закону. Мы часто принимали законы, опережая федеральное законодатель­ство, и это давало нам возможность решать многие проблемы Иркутской области. К при­меру, закон о рентных платежах. На протяже­нии двух лет консолидированный областной бюджет получал хорошую добавку в виде рен­тных платежей от «Иркутскэнерго».

Вместе с этими позитивными в работе ЗС моментами нельзя не вспомнить и то, ка­кие бои разыгрывались между законодатель­ной и исполнительной ветвями власти на ре­гиональной политической арене.

В третьем созыве действительно возник­ло жесткое противостояние между Законода­тельным собранием и администрацией. Во вре­мя предвыборных кампаний и губернатор, и де­путаты говорили о необходимости повышения ответственности бизнеса за решение соци­альных проблем на территории области. Одна­ко после взыграли личные амбиции, началось столкновение мнений. Пользуясь этими проти­воречиями между органами представительной и исполнительной ветвями власти, финансово-промышленные группы решали свои корпора­тивные задачи, выстраивали схему оптимиза­ции налоговых отчислений, просто выводили прибыли с территории Иркутской области.

Это не самая лучшая страница в исто­рии ЗС, конфликт отвлекал от законотвор­ческой работы, придавал нашей деятель­ности некий привкус политиканства. Но сейчас мы осознали необходимость выст­раивать хорошие деловые отношения двух властных институтов.

Есть мнение, что законодательная власть должна заниматься законодательной базой, а взаимоотношения с бизнесом, в част­ности и по социальным проектам, - это пре­рогатива исполнительной власти.

Я не согласен с такой постановкой воп­роса. И вот почему. Мы долго разрабатывали законопроекте квотировании рабочих мест для инвалидов. В Иркутской области 170 тысяч ин­валидов, они живут очень тяжело, практически все имеют доход ниже прожиточного миниму­ма. Понятно, что из бюджета выделить необхо­димые суммы невозможно. Поэтому нам нужно было найти такие рычаги, которые помогли бы справиться с этой проблемой. По «Закону о кво­тировании...» промышленные бизнесструкту-ры, а также малое предпринимательство долж­ны внести в бюджет 2004 года 204 миллиона рублей. Эти деньги будут направлены на созда­ние новых рабочих мест для инвалидов или на поддержку данной категории граждан. Вот это и есть пример участия разных ветвей власти в решении социальных проблем региона.

Геннадий Васильевич, как вы расценивае­те роль спикера Законодательного собрания? Кто он, по-вашему, - помощник губернатора? \ человек, равный ему по объему властных полно­мочий, или третейский судья?

Спор о том, кто в области главный, я счи­таю абсолютно пустым. В уставе мы зафиксиро­вали, что высшим должностным лицом на терри­тории Иркутской области является губернатор. Поэтому ответственность за состояние дел в об­ласти несет он. Все остальные должны просто добросовестно выполнять свои обязанности в со­ответствии с законодательством. Основная фун­кция ВС заключается в принятии нормативных документов, которые бы помогали администра­ции решать социально-экономические задачи. В связи с этим обязанность спикера - настраивать депутатов на конструктивную работу.

Я знаю, что отношение и ко мне, и к губерна­тору у населения разное. Одинакового и быть не може". Естьлюди, которые хотят вбитьклин меж­ду председателем ЗС и губернатором. К счастью, нам хватает мудрости отбрасывать все это в сто­рону, садиться за один стол и вместе работать над решением приоритетных для области задач.

- Третий созыв Законодательного собра­ния отличился еще и тем, что дважды сни­мали спикера. Хотелось бы услышать вашу оценку этих событий.

- Это в исполнительной власти на политику вляет один человек. В законодательном встает вопрос об отставке председателя, каждый может открыто высказать свою позицию. У нас были определенные договоренности с Боровс­ким. Виктор Митрофанович не выполнил своих обязательств, и я прямо сказал ему об этом. Что касается Сергея Ивановича Шишкина, то здесь была другая ситуация - интересы государства, области должны быть выше личных.

В этом году выборы в Законодательное собрание будут проходить по новым правилам. В частности, половина собрания будет сфор­мирована из представителей политических партий. Как вы думаете, насколько серьезно крупные корпорации будут влиять на форми­рование партийных списков?

К сожалению, сейчас исключить участие финансово-промышленных групп в выборах не удастся. Если корпорация является собственни­ком градообразующего предприятия, то влияние ее на политику, проводимую на данной террито­рии, достаточно велико. В этой ситуации органы власти должны донести до населения информа­цию о том, насколько цивилизованно ведут себя бизнесструктуры, как они выполняют свои обя­занности перед жителями, готовы ли участвовать в решении социальных проблем. Тогда люди бу­дут осознанно выбирать представителя той или иной финансовой структуры.

Не повторится ли в нашей области сце­нарий выборов в Государственную Думу, ког­да абсолютное большинство мест досталось одной партии?

Не нужно примитивно перекладывать си­туацию декабря прошлого года на октябрь буду­щего. Когда «Единая Россия» пришла в нижнюю палату парламента и заняла все ключевые коми­теты, она тем самым взяла на себя всю ответствен­ность за работу Думы. «Единая Россия» будет активно влиять и на процесс формирования пра­вительства. И если она хорошо поработает, смо­жет удовлетворить ожидания населения, то на осенних выборах в ЗС ситуация декабря может повториться. Это, кстати, намного лучше, чем пар­ламент из десяти партий, представленных в рав-

ных долях. В парламенте должно быть большин­ство, способное принимать решения.

Но ведь отсутствие альтернативной позиции тоже не принесет ничего хорошего?

Этого не произойдет. В Законодатель­ное собрание в любом случае пройдут пред­ставители компартии, ЛДПР, вероятно, аграр­ной партии, «Яблока» и других. У каждого из них свои взгляды. Кроме того, депутаты-од­номандатники не все одинаково мыслят. В их среде действует корпоративный механизм. Когда обсуждаются вопросы сельского хозяй­ства, депутаты, представляющие аграрный комплекс, объединяются и лоббируют инте­ресы своей отрасли. То же самое делают ра­ботники образования, здравоохранения, про­мышленности. Профессионализм не позво­ляет им принимать непродуманные решения.

Здесь гораздо важнее другой момент: на­сколько серьезно политические партии отнесут­ся к процессу выдвижения кандидатур. Они дол­жны понимать, что человек, представляющий партию в ЗС, будет являться лицом этой партии. ее публичным политиком. Партии должны напра­вить в ЗС таких людей, которые будут способны нести ответственность за свои решения.

Геннадий Васильевич, вы закаленный по­литический боец, прошли не только через вы­боры, но и через сложнейшие судебные процеду­ры. Доказывая незаконность решения избирко­ма об отмене результатов выборов по вашему округу, вы дошли до Конституционного суда.

Я вел предвыборную кампанию честно и был уверен, что рано или поздно все встанет на свои места. Для этого мне действительно при­шлось дойти до высшей судебной инстанции. Впервые в Иркутской области физическому лицу удалось выиграть дело в Конституционном суде.

На предстоящих выборах в ЗС вы будете снова выдвигать свою кандидатуру?

Буду ли я участвовать в выборах по партий­ным спискам, это решит президиум «Единой Рос­сии». Но по своему округу баллотироваться буду. Я убежден в том, что каждый должен заниматься

своим делом. Я в политике с 1982 года. До этого работал на алюминиевом заводе, моя смена за­няла первое место во всесоюзном соревновании и была занесена в Книгу летописи ВЛКСМ. Я стал самым молодым специалистом БрАЗа, направлен­ным за границу, два с половиной года отработал в Египте. Потом меня пригласили на работу в Брат­ский горком партии. Был инструктором, заведую­щим орготделом, заместителем председателя ис­полкома. Для меня общение с людьми, представ­ление их интересов стало нормой жизни.

Почему сегодня люди не доверяют влас­ти? Около 40 процентов из них не хотят идти на выборы. Дело в том, что не все политики готовы говорить с населением. На встречу с депутатом люди приходят со своими пробле­мами. И требуется некоторое мужество, что­бы выйти на такую встречу.

Для меня эта работа - призвание.

Беседовали ОЛЕГ ВОРОНИН и ТАТЬЯНА ЛУКАНКИНА