Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Введение «золотого канона» литературы и вопросы воспитания культуры чтения у школьников обсудили в областном парламенте
09.11.2016

Введение «золотого канона» литературы и вопросы воспитания культуры чтения у школьников обсудили в областном парламенте

Пресс-служба

8 ноября в Законодательном Собрании Иркутской области прошел круглый стол «Золотой канон» литературы в патриотическом воспитании школьников», организованный Молодежным парламентом при Заксобрании. Как рассказал председатель Молодежного парламента Андрей Фоменко, аналогичные круглые столы проходят в ноябре по всей стране. Их задача - подготовить литературный список таким образом, чтобы он сочетал в себе незыблемые обязательные произведения, формирующие у молодого поколения лучшие моральные и гражданско-патриотические качества. Итоги обсуждений от каждого региона будут аккумулированы в Молодежном парламенте при Государственной думе РФ и направлены в министерство образования и науки для принятия «золотого канона».

Андрей Фоменко попросил присутствующих высказать свое мнение по поводу того, должен ли «золотой канон» иметь вариативность, какие произведения должны в него включаться, а также обсудить вопросы, касающиеся необходимости воспитания у детей и подростков любви к чтению. Участие в обсуждении приняли депутаты Молодежного парламента, представители регионального минобра, областной организации работников народного образования и науки, учителя русского языка и литературы и учащиеся школ Иркутска, а также члены областного детского парламента, представители религиозных объединений и общественных организаций Иркутской области.

Как отметили участники круглого стола, список литературы, так называемый «золотой канон», целесообразно сформировать из двух частей. Первая будет включать в себя минимальный круг произведений, обязательных к прочтению всеми учащимися, вторая часть (вариативная) включает в себя круг рекомендованных произведений, из которой уже непосредственно сам учитель русского языка и литературы будет вправе выбирать произведения, исходя из собственного литературного вкуса и способностей и склонностей его учеников.

Заведующая кафедрой филологии и методики Педагогического института ИГУ Ольга Юрьева отметила, что особое внимание нужно обратить на создание для учителей благоприятных условий для работы. Например, сейчас учитель имеет право на 30% отходить от школьной программы и предлагать детям произведения для чтения по своему усмотрению. «Однако такое право учителя – большое лукавство, ведь на ЕГЭ вопросы будут касаться произведений именно из школьной программы», – заметила она. Кроме того, по мнению Ольги Юрьевой, необходимо поднимать вопрос об увеличении количества часов по литературе для учеников старших классов. Если в 8 классе литературой занимались по 3 часа в неделю, то ученики 10-11 классов – всего по одному часу в неделю.

«По большому счету сейчас вся работа учителя направлена на подготовку детей к экзаменам, а не на то, чтобы привить им любовь к чтению», – отметил директор областного иркутского Дома литераторов Александр Лаптев.

Профессор педагогического института Ирина Сосновская подчеркнула, что проблемой является и то, что занятия в школах ведутся по устаревшим программам. С ней согласилась учитель русского языка и литературы школы №23 Иркутска, член Иркутской областной организации работников народного образования и науки Зоя Космакова, подтвердив, что действительно в большинстве школ используется тот библиотечный фонд, который есть в наличии. Кроме того, участники круглого стола отметили, что нужно решать проблему нехватки педагогических кадров в школах. Например, в иркутской школе № 14 на весь поток учеников работают только два учителя литературы, в связи с этим было предложено поднять вопрос о необходимости увеличения количества бюджетных мест в педагогических институтах. 

Завершая обсуждение, председатель Молодежного парламента Андрей Фоменко отметил, что в резолюции по итогам круглого стола будет отмечена и необходимость проведения тематических родительских собраний на предмет литературного образования школьников, ведь многое зависит именно от культуры чтения в семьях, а также в ней будут учтены все предложения участников круглого стола.