Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Депутаты ЗС заявили, что проект развития Иркутской области требует серьёзной доработки. ИА «Телеинформ», 25.10.2016

26.10.2016

Депутаты ЗС заявили, что проект развития Иркутской области требует серьёзной доработки. ИА «Телеинформ», 25.10.2016

Депутаты ЗС Иркутской области раскритиковали проект стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года, представленный парламентариям 24 октября правительством Приангарья.

– Депутаты ЗС внимательно изучили представленную стратегию и пришли к выводу, что она должна быть существенно доработана, – цитирует пресс-служба облпарламента спикера Сергея Брилку. – В проекте обозначено, чего мы должны добиться, но не написано – каким образом, за счет каких конкретных мероприятий.

С основным докладом о стратегии, разработанной региональным Минэкономразвития, выступил зампред правительства Иркутской области Антон Логашов. Документ состоит из семи разделов и пяти приложений. В нём определены такие основные стратегические задачи, как обеспечение достойных условий жизни, создание возможностей для работы и бизнеса и повышение эффективности государственного управления.

Прогнозные значения целевых показателей и ожидаемых конечных результатов реализации стратегии были рассчитаны в двух вариантах – реалистичном и оптимистичном. Прогнозируется, что к 2030 году в сравнении с 2014 годом будет обеспечен рост ВРП в сопоставимых ценах по реалистичному варианту на 48,9%, по оптимистичному – на 81%.

При этом в структуре ВРП прогнозируется снижение доли добычи полезных ископаемых с 20% до 17% и рост доли обрабатывающих производств с 13% до 17%. Объем ВРП на душу населения также должен увеличиться – с 375,5 тысяч рублей на человека в 2014 году до 558,8 тысяч рублей на человека по реалистичному варианту или до 677,4 тысяч рублей на человека по оптимистичному.

В стратегии выделены 10 ведущих отраслевых производственных комплексов, вносящих наибольший вклад в экономику региона – топливно-энергетический, фармацевтический, металлургический, машиностроительный, лесопромышленный, агропромышленный, туристско-рекреационный, строительный и транспортно-логистический.

Развитие этих комплексов основывается на строительстве магистрального газопровода «Сила Сибири», создании энергетических мощностей для крупнейших инвестпроектов (золотодобыча в Бодайбинском районе, освоение Зашихинского месторождения редкоземельных металлов), строительстве Тайшетской анодной фабрики и Братского металлургического завода, обеспечении импортозамещения в авиастроении, продовольственной безопасности, повышении глубины переработки древесины на предприятиях лесного комплекса.

В стратегии выделены шесть опорных территорий развития, для которых в едином комплексе будет строиться необходимая инфраструктура: Саяно-Иркутская, Тулуно-Тайшетская, Усть-Кутско-Ленская, Усть-Илимско-Катангская, Братская и Бодайбинская.

– При изучении проекта Стратегии не складывается общая картина проблем региона, – заметил Сергей Брилка. – Приведён анализ и прогноз не всех показателей социально-экономического развития, а проблемы развития региона проанализированы в отрыве от общероссийской ситуации и без учета межрегионального взаимодействия. Отсутствует встроенность мероприятий стратегии в федеральные целевые программы и концепции, а значит, федеральному центру не будет виден потенциал Иркутской области для решения общероссийских задач.

Вице-спикер областного парламента, председатель бюджетного комитета Наталья Дикусарова попросила внимательнее посмотреть на деление по территориям развития, а также на проекты, планируемые к реализации в данных территориях, так как не весь потенциал районов учтен. Например, в Тайшетском районе делается акцент на строительстве анодной фабрики, при этом ничего не сказано о строительстве алюминиевого завода, а в дальнейшем развитии Чунского района не учтены проекты Группы «Илим».
– Мало цифр, конкретных мероприятий, нет амбициозных планов развития и планов реализации налоговой стратегии, необходимо изменить подачу материала, – заметила Наталья Дикусарова.

Отсутствие амбициозности в поставленных правительством задачах отметил и депутат Госдумы думы Сергей Тен.

По словам вице-спикера ЗС, председателя комитета по здравоохранению и социальной защите Андрея Лабыгина, из проекта стратегии не видно развития высшей школы в Иркутской области.

– Этот вопрос выходит за пределы полномочий регионального правительства, но без развития образования мы не можем говорить о развитии региона в целом, – сказал депутат. Как сообщил Антон Логашов, стратегия, согласно требованиям федерального законодателя, разрабатывается только в соответствие с полномочиями исполнительной власти региона, работа по развитию высшей школы будет вестись, но не в рамках стратегии.

– По сути, экономика региона так и остается ресурсной, нет развития интеллектуальной экономики, – отметила председатель комитета по социально-культурному законодательству Заксобрания Ирина Синцова. По её мнению, также в стратегии должны быть учтены решение проблем экологии, развития молодёжной политики, а также решение наболевших вопросов по формированию заработной платы, в том числе касающихся начисления районного коэффициента и процентных надбавок на МРОТ.

Как заметил председатель комиссии по регламенту областного парламента Владимир Матиенко, Иркутская область находится на последнем месте в Сибирском Федеральном округе по обеспеченности жителей спортивными сооружениями, поэтому вопросам развития физической культуры и спорта в стратегии должно быть уделено особое внимание. Депутаты ЗС Дмитрий Ершов и Александр Лобанов подчеркнули, что в проекте не учтены стратегии социально-экономического развития муниципальных образований Иркутской области.

Кроме того, свое мнение о проекте стратегии сформировала и Контрольно-счетная палата Иркутской области. По мнению председателя региональной КСП Ирины Морохоевой, аудиторы также пришли к выводу, что документ нуждается в серьёзной доработке, а его позднее принятие может неправильно отразиться на формировании областного и местных бюджетов. По её словам, в документе обязательно должны быть данные 2014 года, на базе которого и выстраиваются дальнейшие показатели. Аудит стратегии выявил и ряд некорректных данных.

Подводя итог обсуждения, председатель комитета по собственности и экономической политике областного парламента Ольга Носенко сообщила, что в ходе этого и прошедших рабочих совещаний парламентарии сформировали обобщенный перечень замечаний.

В частности, было отмечено, что согласно стратегии не предполагается вклад в развитие фундаментальной науки, способной обеспечить инновационный прорыв в различных сферах экономики, в документе не прописаны механизмы финансирования профилактики заболеваний, повышения доступности медицинской помощи для населения региона. При заявленных задачах – более чем в два раза увеличить к 2030 году объем ввода жилья на 1 человека – не указан алгоритм и взаимосвязь развития строительного комплекса с развитием других отраслей.

Раздел о развитии опорных территорий основан только на дальнейшем освоении недр и работе предприятий добывающей промышленности, не приведены программы развития этих предприятий, не ясно как они будут участвовать в реализации стратегии, что получат от их работы бюджет и экономика. Нет описания новых инвестиционных, действительно, опорных проектов на ближайшее будущее. Недостаточно раскрыты в проекте стратегии или рассматриваются в непосредственной взаимосвязи только с направлениями развития добывающего сектора экономики и вопросы развития транспортной инфраструктуры.

Также замечания депутатов касались развития лесного комплекса Приангарья, обеспечения продовольственной безопасности, нехватки квалифицированных кадров, обеспечения качественной питьевой водой поселений, развития малого и среднего бизнеса.

Министр экономического развития Иркутской области Оксана Тетерина согласилась с доводами парламентариев. Она сообщила, что на процесс формирования областного бюджета, к которому правительство совместно с депутатами приступит в ближайшее время, непринятие проекта стратегии не повлияет, так как бюджет формируется на основе прогнозного плана социально-экономического развития области.

Было принято решение для доработки проекта стратегии сформировать профильные рабочие группы с участием постоянных парламентских комитетов и комиссий ЗС.

Поделиться с друзьями:
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru