Авторизация на сайте
Федеральный Закон №403 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 6 декабря 2011 г.
31.01.2012
Федеральный Закон №403 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 6 декабря 2011 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 403-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» преследует цель защитить права потребителей коммунальных услуг. В первую очередь это жители многоквартирных домов. Закон положил конец безнаказанности управляющих компаний и поставщиков коммунальных услуг за допускаемые ими злоупотребления.

Итак, первый состав – это нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. Нарушение может заключаться в несоблюдении порядка, способов или сроков раскрытия информации либо в утаивании части сведений, либо в предоставлении недостоверной информации.

К сожалению, сокрытие всей или части информации на сегодня не редкость – лишь 10 % управляющих компаний раскрыли информацию в соответствии со Стандартом после его введения, а сделать это они были обязаны уже полтора года назад. Непрозрачность в деятельности управляющих компаний ведет к тому, что люди не знают, на каком основании с них взимают те или иные суммы, как и на что тратятся их деньги.

Состав подлежащей раскрытию информации, порядок, способы и сроки такого раскрытия установлены Стандартом раскрытия информации, который утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 731.

Кто должен раскрывать информацию?

Речь идет исключительно об управляющих организациях, т.е. об организациях, специально нанятых для управления домом, на основании договора с собственниками жилых помещений. Причем слово «организация» здесь условное, т.к. это могут быть и юридические лица, и индивидуальные предприниматели.

Это – лишь один из 3 способов управления многоквартирным домом, предусмотренных Жилищным кодексом РФ. Два других – это непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме либо управление товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом.

Таким образом, требования к раскрытию информации и ответственность за их несоблюдение не касается домов, управляемых ЖСК и ТСЖ, так же, как и домов, управляемых коллективом жильцов (если, конечно, ЖСК, ТСЖ и жильцы не наняли в свою очередь управляющую компанию).

Что подлежит раскрытию?

Прежде всего, обязательному раскрытию подлежит информация о работах (услугах), выполняемых (оказываемых) управляющей компанией в рамках осуществления функций по управлению многоквартирным домом. При этом информация должна содержать исчерпывающие сведения о:

- видах предоставляемых работ и услуг, включая охрану подъезда, охрану коллективных автостоянок и т.п.; при этом подробно должны быть описаны содержание каждой работы (услуги) и ее результат, периодичность ее выполнения (оказания), а также конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг);

- порядке и условиях выполнения работ и оказания услуг, включая план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана;

- стоимости работ (услуг), в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).

Далее, компания обязана предоставить сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, с указанием конкретных поставщиков этих услуг, с которыми у нее заключен договор. При этом отдельно должны указываться 3 вида цен (тарифов): а) по которым управляющая компания закупает услуги у ресурсоснабжающих организаций, б) которые установлены данной ресурсоснабжающей организации регулирующими государственными органами и в) по которым управляющая компания рассчитывает размер платежей граждан. Это поможет гражданам отследить обоснованность взимаемых с них платежей, т.к. все три вида тарифов (цен) должны совпадать: компания должна закупать ресурсы по ценам, установленным для ресурсоснабжающей организации и по ним же рассчитывать платежи граждан.

Наконец, управляющая компания должна сообщать гражданам целый ряд сведений о самой себе – начиная от наименования, реквизитов, местонахождения и режима работы и заканчивая сведениями о своих доходах и расходах в связи с оказанием услуг по управлению домом.

Отсутствие хотя бы одного из пунктов, указанных в Стандарте раскрытия информации, будет расцениваться как сокрытие информации, а несоответствие предоставленных сведений реальной действительности – как предоставление недостоверной информации.

Каков порядок раскрытия информации?

В соответствии со Стандартом информация об управляющей организации должна быть опубликована, как минимум, на двух сайтах - на официальном сайте, определяемом Минрегионом России, и, по выбору управляющей кампании, на ее собственном сайте либо на сайте, определенном Правительством области, или на сайте органа местного самоуправления того муниципального образования, в котором управляющая организация осуществляет свою деятельность. Кроме этого, в помещении управляющей организации должны быть созданы информационные стенды (стойки), на которых, как минимум, должны быть указаны сайты, где размещена вся необходимая информация. Если же на конкретной территории вообще отсутствует доступ к сети Интернет, то вся информация, без купюр, должна быть опубликована в официальных печатных изданиях органов местного самоуправления (т.е. в изданиях, в которых публикуются акты этих органов). Также граждане вправе направлять запросы в управляющую компанию с требованием предоставить ту или иную информацию, причем это можно сделать как в письменном, так и в электронном виде. Ответ на электронный запрос должен быть дан в течение двух рабочих дней, на письменный – в течение 20 календарных дней. В ответе может содержаться либо непосредственно требуемая информация либо, как минимум, ссылка на сайты или печатные СМИ, где такая информация опубликована.

В какие сроки должна раскрываться информация?

Еще в августе 2010 г. управляющие компании должны были раскрыть информацию, установленную Стандартом. Т.е. те, кто этого не сделал вообще или сделал с частично уже нарушили установленные сроки и могут привлекаться к ответственности.

В дальнейшем установлено, что информация о любых изменениях должна размещаться: на официальном сайте в сети Интернет - в течение 7 рабочих дней, в печатных изданиях - в течение 30 дней, на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации - в течение 2 рабочих дней со дня внесения таких изменений.

Кто контролирует управляющие компании, привлекает их к ответственности и куда обращаться недовольным жителям?

Контроль за соблюдением Стандарта раскрытия информации управляющей организацией осуществляется органами государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации. В Иркутской области это Служба государственного жилищного контроля и строительного надзора. Именно эта служба уполномочена теперь привлекать недобросовестные управляющие компании к административной ответственности. Адрес ее местонахождения: г. Иркутск, Дзержинского ул., дом 36 А. Телефон 8(3952) 70-33-50. Адрес электронной почты stroynadzor@govirk.ru. У службы есть страничка на официальном портале http://www.irkobl.ru (www.irkobl.ru/sites/stroynadzor). Там представлена более подробная информация о Службе, в т.ч. о ее территориальных подразделениях и государственных инспекторах жилищного контроля. Именно к ним могут обращаться недовольные граждане со своими жалобами на действия или, напротив, бездействие управляющих компаний.

Но, конечно, контролирующие органы не могут решить все вопросы, и в конечном итоге сами жители должны решать, хотят ли они продолжать отношения с этой управляющей компанией или желают расторгнуть с ней договор. Договор может быть расторгнут по решению общего собрания жильцов, но с указанием конкретных установленных нарушений в деятельности управляющей компании. Конечно, наличие в ее послужном списке факта привлечения к административной ответственности облегчит гражданам досрочное расторжение договора управления многоквартирным домом.

Второй состав, введенный законом, это нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения к системам теплоснабжения либо правил подключения к системам водоснабжения и водоотведения.

Подавляющее большинство наших граждан, будучи жителями многоквартирных домов, с этой проблемой лично не сталкиваются, даже если речь идет о новостройках. Поскольку подключение к электрическим сетям и объектам коммунальной инфраструктуры осуществляется застройщиками, на стадии строительства и сдачи дома в эксплуатацию. Столкнуться с этим могут люди, строящие собственные дома, т.е. осуществляющих т.н. «индивидуальное жилищное строительство». В этом случае именно они решают все вопросы, в т.ч. о подключении к электрическим, тепловым и прочим сетям.

Закон вводит ответственность за следующие нарушения правил технологического присоединения, допущенные ресурсоснабжающей организацией:

- несоответствие предлагаемого потребителю для заключения проекта договора (технических условий) требованиям законодательства: такие требования установлены Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2007 г. № 360 «Об утверждении Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры», Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861);

- нарушение установленных законодательством сроков представления проекта договора (технических условий) - 30 дней;

- необоснованный отказ в заключении договора о подключении к системе коммунальной инфраструктуры или технологическом присоединении к электрическим сетям.

Необоснованным будет считаться любой отказ в заключении договора, не основанный на законодательстве.

В Правилах заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры основания к отказу в подключении указаны прямо и закрытым перечнем. Их всего 3 и они сводятся к проблемам в технических условиях: либо техусловия вообще отсутствуют у заявителя, либо срок их действия истек или истекает в течение ближайших 30 дней, либо требуемая заявителем нагрузка превышает максимальную нагрузку, указанную в выданных ему технических условиях. Эти правила применяются, если речь идет о подключении к объектам тепло-,водо-, газо-снабжения и т.п.

Что же касается подключения к электрическим сетям, то законодательством вообще устанавливается обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им указанных Правил технологического присоединения и наличии технической возможности технологического присоединения. Более того, если юридическим лицом запрашивается мощность до 100 кВт, а физическим – до 15 кВт, то даже отсутствие технической возможности технологического присоединения не может быть основанием к отказу в заключении договора. В этих случаях единственным законным основанием к отказу является несоблюдение заявителем Правил технологического присоединения. Например, вам могут отказать, если расстояние от границ вашего земельного участка до объектов электросетевого хозяйства организации, в которую вы обращаетесь, превышает 300 метров. В этом случае вы лишены права выбора и должны заключать договор с той сетевой организацией, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ вашего участка.

Или другой пример. Законным будет отказ, если вы не можете представить правоустанавливающие документы на подключаемый дом, поскольку таковые входят в обязательный перечень документов, представляемых заявителем.

Дела о нарушении правил подключения к коммунальным сетям рассматривают федеральные антимонопольные органы, и именно туда следует жаловаться на действия или бездействие ресурсоснабжающих организаций. В Иркутской области действует областное управление ФАС. Оно располагается в Иркутске на ул. Российской в д. 17. Телефон (3952)24-32-31. Сайт управления - http://irkutsk.fas.gov.ru/

Кроме того, при необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора можно обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением. При чем доказывать наличие оснований для отказа от заключения договора должна будет ресурсоснабжающая организация, а не гражданин.


 
Поделиться с друзьями:
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Календарь событий

<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Сегодня 6 августа
Областное законодательство
Состав, график, работа
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации