Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Реформу местного самоуправления обсудили в Законодательном Собрании
28.05.2014

Реформу местного самоуправления обсудили в Законодательном Собрании

Пресс-служба

27мая в Законодательном Собрании Иркутской области прошли общественные слушания«О реформе местного самоуправления». Слушания, участие в которых принялидепутаты муниципальных дум и главы районов и поселений, были посвященыизменениям, внесенным в Федеральный закона «Об общих принципах организациизаконодательных (представительных) и исполнительных органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации». Изменения носятконцептуальный характер и меняют модель организации местного самоуправления. Этовпервые концептуальные и существенные изменения за последние 10 лет - законзатронул организационные, территориальные основы местного самоуправления.

«Принятыйфедеральный закон предполагает дальнейшее совершенствование российской законодательнойбазы и активное участие регионов в этом процессе. Нам с вами предстоитопределить оптимальную модель организации местного самоуправления в Иркутскойобласти. В основе должна лежать практика и свобода выбора», – обратился кучастникам слушаний председатель комитета по законодательству о госстроительствеобласти и местном самоуправлении областного парламента Борис Алексеев.

Обосновных аспектах реформы местного самоуправления и ее законодательномобеспечении в Иркутской области рассказал директор института законодательства иправовой информации им. М. М. Сперанского Алексей Петров. Одно из главныхновшеств федерального закона – это распространение двухуровневой моделиорганизации местного самоуправления на крупные городские округа. Для этоговводятся два новых вида муниципальных образований: городской округ свнутригородским делением и внутригородской район. Данному преобразованию можетбыть подвергнут любой городской округ, в том числе и в Иркутской области. Процедуратакого преобразования описана в федеральном законе, а решение принимаетсярегиональной властью с учетом мнения населения.

Региональнымвластям также предстоит решить вопрос о том, каким образом будет формироваться думагородского округа. По закону депутаты могут избираться на муниципальныхвыборах, либо дума будет формироваться из представителей внутригородскихрайонов. Как отметил Алексей Петров, вопрос требует серьезной проработки, таккак федеральный закон предусматривает возможность передачи на уровеньвнутригородских районов части полномочий городского округа. При этом остаетсянепонятным, как будет формироваться финансовая база внутри округов.

ТакжеАлексей Петров заметил, что если жестких сроков по преобразованию городскихокругов федеральный законодатель не ставит, то в отношении способовформирования дум муниципальных районов и порядка наделения полномочиями глав муниципальныхобразований законодатель установил шестимесячный срок. То есть региональные власти должны принять решениедо конца 2014 года. Способ формирования депутатского корпуса муниципальныхрайонов также устанавливается законом субъекта. Первый вариант – муниципальныевыборы, второй – формирование районной думы из числа представителей поселений(глава поселения и определенное число депутатов), третий возможный вариантформирования районной думы – из числа представителей поселений, нопропорционально  численности населения.

Большевариаций существует при выборе способа наделения полномочиями главмуниципальных образований.  Прежде всего,нужно будет решить принципиальный вопрос - сохраняется ли возможностьпроведения муниципальных выборов главы муниципальных образований. Другойвариант – глава будет избираться депутатами представительного органа. В обоихвариантах нужно определить, будет ли он возглавлять администрацию либо толькопредставительный орган. 

Однойиз существенных новаций, по словам Алексея Петрова, является возможность перераспределениеполномочий между сельскими поселениями и районом. В данном случае предлагаетсяпринять областной закон, который бы «заморозил» и сохранил до конца годараспределение полномочий, существующее сегодня. Также дается возможностьперераспределения полномочий между региональной властью и муниципальной.

Своемнение о новшествах федерального законодательства и необходимости принятиясоответствующих областных законов высказала спикер Законодательного СобранияЛюдмила Берлина, которая является председателем комиссии Совета законодателейпри ФС по делам федерации, региональной политике и местному самоуправлению: «Мысобрались, чтобы сверить позиции, учитывая новую реальность в развитии местногосамоуправления, – подчеркнула она. – В непростое время в девяностые годы вомногом именно муниципальная власть сберегла не только Иркутскую область, но и Россиюв целом... За 10 лет действия федерального закона № 131 «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации»  мы сформировали с вами жизнеспособную системууправления муниципальными образованиями. Сегодня мы двигаемся дальше».

ЛюдмилаБерлина отметила, что в соответствии с обсуждаемыми новациями взаконодательстве каждому субъекту России, как федеративного государства данаисторическая возможность самостоятельно определять способы избрания главмуниципальных образований, формирования всех органов местного самоуправления насвоей территории. Это позволит каждому региону, в том числе и Иркутской области,найти оптимальную форму организации местного самоуправления, отвечающую какособенностям региона, так и входящих в его состав муниципальныхобразований. «Какие критерии в выборе модель для нас важны? Главное –чтобы местное самоуправление было действенным инструментомсоциально-экономического развития каждого муниципального образования, а несуществовало как власть ради власти. Нам предстоит в этом плане большая,вдумчивая и ответственная работа», – сказала Людмила Берлина.

    Общественные слушания стали просветительским мероприятием, разъясняющим поправки в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В ходе обсуждения представители муниципальных образований задавали вопросы, касающиеся организации выборов в новых условиях,перераспределения полномочий, организации учета мнения населения и др. На вопросы были даны подробные ответы.

«Любая из предложенных федеральным законодателем модель организации местного самоуправления будет жизнеспособной, если люди будут в ней заинтересованы, совместно будут достигать поставленной цели  процветания своего конкретного муниципального образования», – подчеркнула Людмила Берлина. 

Выступление председателя Законодательного Собрания Иркутской области  Л.М. Берлиной