Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
14.03.2016

Наталья Дикусарова: Мы располагаем достаточно хорошим бюджетом. Газета Областная газета, 11.03.2016

Темой беседы с вице-спикером ЗС, председателем комитета по бюджету Натальей Дикусаровой стал бюджет-2016. Точнее, постановление Заксобрания, сопровождающее его реализацию своими 15 пунктами депутатских пожеланий.

- Вы называете постановление настольной книгой депутатов в работе над бюджетом. Нынешний бюджет и так довольно скромен, не перегружаете ли вы его своими "хотелками"? Одна рекомендация правительству добавить господдержки АПК тянет почти на миллиард рублей.

- Это настольная книга не только для депутатов, но и для наших коллег из правительства региона. Я не разделяю опасений насчет больших финансовых трудностей, которые нас якобы ожидают в этом году. Бюджет, на мой взгляд, достаточно хорош. И по доходным параметрам, и по расходным. Есть угроза недопоступления налогов, но она, если даже и возникнет, не скажется роковым образом на финансовом состоянии. Поэтому берусь утверждать, что все, что мы прописали в постановлении, абсолютно реальные вещи.

- Даже дополнительная поддержка сельхозпроизводителям в размере 950 млн рублей?

- Мы не нагружаем этим миллиардом областной бюджет. Если вы взглянете на федеральный бюджет, то увидите, что единственная программа, которая не сокращена ни на копейку, а напротив, увеличена, это программа развития сельского хозяйства. Так сказать, федеральный тренд. И было бы непростительно не воспользоваться им и не получить для Иркутской области федеральные деньги. В этом случае мы бы сумели оказать поддержку областному АПК на уровне прошлого года. Даже не увеличить поддержку, а только ее сохранить. Конечно, если будет такая возможность, добавить и средства областного бюджета.

- А вы считаете, сельскому хозяйству нужна поддержка именно в таком размере? Рационально ли там тратятся деньги?

- Вопрос, давно всех волнующий. Именно поэтому депутаты по предложению областной прокуратуры выступили инициаторами подготовки закона о комплексном развитии сельского хозяйства. У нас сегодня существует множество механизмов господдержки. Эта раздробленность мешает оценить их эффективность. Чем больше упорядочены меры поддержки, тем легче отследить цели, задачи и результаты. Для нас, бюджетного комитета, результат выражается, прежде всего, в объеме собираемых налогов, в росте рабочих мест, росте объема продукции... Мне говорят: к сельскому хозяйству с такими мерками подходить нельзя - это вам не бизнес, это другое. Не спорю. Тогда давайте разработаем иные оценки деятельности сельхозпредприятий: количество выпускаемой продукции, конечная цена на нее, дешевые поставки в детские сады и школы... Нужна точная счетная линейка, по которой можно оценивать эффективность господдержки и определять дальнейшую стратегию развития сельского хозяйства. И мы надеемся, что закон в этом поможет.

- Коль мы заговорили о стратегии, то выясняется, что область сегодня живет без своей стратегии социально-экономического развития, то есть без видения будущего. Прежняя программа завершилась 2015 годом, а новой нет. Как это получилось?

- Да, действительно, ситуация парадоксальная, которая меня очень заботит. О подготовке новой программы я говорила министерству экономического развития в прошлом году. И оно готовило соответствующий проект, но смена региональной власти внесла коррективы и в сроки. Новое правительство взяло дополнительное время, чтобы создать новый вариант или скорректировать ряд подходов к уже подготовленным предложениям по Стратегии социально-экономического развития Иркутской области до 2030 года. И нужно торопиться, потому что нельзя долго жить с завязанными глазами. Тем более что программа должна высветить многие вопросы, необходимость, например, тех или иных налоговых льгот, их эффективность или встроенность в систему развития муниципальных образований. А встроить их может только специализация. Мы должны признать, что у нас есть уже сейчас сложившиеся и четко определенные сельскохозяйственные территории: Усть-Ордынский Бурятский округ, Куйтунский район, Черемховский... И предоставить им режим наибольшего благоприятствования. А в других районах развивать иные сферы экономики. Рекомендацию по ускорению разработки проекта областного закона "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Иркутской области" мы так же включили в наше постановление.

- В 2015 году завершилась федеральная программа по строительству дошкольных учреждений. Но остался ряд невыкупленных и недостроенных детских садов. Вы предлагаете правительству завершить эту программу силами областного бюджета. Но под силу ли это сделать?

- Я думаю, у предыдущего правительства было видение, как завершить эту программу, теперь это ложится на плечи нынешнего правительства. Согласна, тяжелое бремя. Но иного выхода просто нет. Максимальное количество детских садов, готовых под выкуп в минувшем году, было выкуплено. А вот детскому саду в моем избирательном округе, в городе Тайшете, не повезло: из-за проволочек с документами он не попал в финансирование 2015 года, хотя стоит полностью готовый. Нужда в нем огромная, и было бы просто безответственно лишать людей надежды. Такая ситуация сложилась еще в нескольких территориях. А вот в Черемхово и в Братском районе, например, нужно достроить детские сады.

- На недавнем совещании с членами комиссий по бюджету муниципальных дум вы говорили о создании совместно с правительством рабочей группы по пересмотру налоговой политики в пользу муниципалитетов. Чем это вызвано?

- Муниципальные районы и поселения давно уже настаивают на закреплении за ними большей доли налога на доходы физических лиц, а городские округа - на перераспределении налога, который поступает по упрощенной системе налогообложения. Сейчас весь налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения, идет в областной бюджет. Федерация внесла изменения в Налоговый кодекс, и с 1 января 2018 года часть "упрощенки" будет перераспределяться в пользу муниципальных образований. Мы поддерживаем это предложение и даже предлагаем ввести его в Иркутской области на год раньше, уже с 2017 года.

- Но раз федеральный законодатель определил переход с 2018 года, как вы можете забегать вперед?

- Федерация внесла обязанность с 2018 года, но у нас есть право перераспределить его раньше и определить в течение года рациональность выбранной вилки, а именно подготовиться к 2018 году и понять, какой именно процент от этого налога рационально перераспределить в пользу муниципальных образований. У нас и Братск, и Иркутск, и ряд других территорий выходят с такими инициативами. Они рассматривают это не только как источник пополнения местных бюджетов, но и стимул для более широкой поддержки предпринимательского сообщества. Они уже давно говорят: отдайте нам часть налога - мы развернемся во всю силу. Ну, вот и посмотрим, как развернутся.

- По настоянию депутатов в областном бюджете заложены деньги на проведение кадастровой оценки земель поселений. Но такая работа была проведена, если не ошибаюсь, четыре года назад. Какой смысл в повторной оценке?

- Земельный налог относительно земель поселений, как известно, взимается в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка и полностью поступает в бюджеты муниципальных образований. Надеялись, что кадастровая оценка земель поселений, которой не было ранее, упорядочит налоговые сборы, сделает справедливым налогообложение и, в том числе, даст стабильные поступления в местные бюджеты. А на деле вышло все наоборот: в прошлом году муниципальные бюджеты потеряли больше миллиарда рублей, да еще не меньше полумиллиарда потеряют в этом.

- Наш всегдашний сакраментальный вопрос: кто виноват?

- С одной стороны, в ряде случаев произведена действительно некачественная оценка. Делали ее иногородние землеустроители, предложившие меньшую стоимость и выигравшие конкурс. Виноваты и некоторые муниципальные образования, которым министерство имущественных отношений направляло предварительные результаты оценки. Вместо того, чтобы забить тревогу, ряд из них просмотрели бумаги вполглаза, не вдаваясь особо в суть. И спохватились лишь после того, как пошел вал судебных решений о пересмотре кадастровой стоимости в сторону ее снижения.

- А разве можно ее пересматривать?

- Как оказалось, даже очень просто. Достаточно нанять независимого оценщика, который выведет свою оценку, и представить ее вместе с пакетом документов в комиссию при Росреестре, которая не имеет права усомниться в результатах. Она дает свое добро, и решение в вашу пользу гарантировано.

- Но я ведь могу нанять за хорошие деньги такого оценщика, который выведет мне любую цифру, которую я пожелаю.

- В половине случаев именно так и случилось. Мы располагаем на этот счет фактами. Особенно злоупотребляет переоценкой некоторые крупные организации, опуская стоимость своей земли ниже того ничтожного уровня, который существовал еще до проведения кадастровой оценки. Естественно, и платят мизерный земельный налог.

- Но это же абсурдная ситуация. Есть ли возможность как-то противостоять ей?

- Во-первых, не откладывая провести новую кадастровую оценку, а во-вторых, изменить порядок оспаривания, наделив комиссию при Росреестре правами арбитра, иначе мы снова наступим на те же грабли. Работая на площадке молодых законодателей Совета Федерации, я поднимала эти вопросы на встрече с Валентиной Ивановной Матвиенко. Нашла в ее лице поддержку и передала наши предложения. Чуть позже эта тема обсуждалась и на Совете законодателей. Нашу позицию разделяет и министр финансов Российской Федерации. Он, как и мы, понимает, что справедливая оценка - это гарантия устойчивости местных бюджетов.