Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
25.04.2011

Ирина Синцова: Нам нужно качественное профобразование, ориентированное на потребности регионального рынка труда

Ольга Андреева, Газета Областная газета, прил. Тема дня от А до Я: Образование, 25.04.2011

С 1 сентября в Иркутской области, как и по всей стране, начинается планомерное повышение заработной платы учителям общеобразовательных школ. К 2013 году средняя зарплата педагога должна соответствовать той, которая сложилась в экономике региона. Это поручение премьера страны уже названо проектом "Единой России" по модернизации образования. Курировать проект по партийной линии в Приангарье предложено председателю комитета по социально-культурному законодательству Законодательного Собрания Ирине Синцовой. Какие изменения в целом ждут систему образования, депутат рассказала нашему корреспонденту.

- По итогам 2010 года средняя зарплата педагога в Иркутской области составила 14 тысяч 275 рублей. Конечно, не все учителя получают такую зарплату. У молодых педагогов она значительно ниже, в северных территориях свои коэффициенты. Но, тем не менее, в среднем она такова. Средняя зарплата в экономике региона в прошлом году составила 21 тысячи 731 рубль. И к 2013 году этот разрыв надо ликвидировать. С 1 сентября до конца года на это потребуется больше одного миллиарда рублей, на 2012 год почти 2,5 миллиарда рублей.

- Откуда будем брать средства на эти цели?

- На это повышение федеральный бюджет обязуется выделять регионам субсидии. Но это не простое выделение средств. Схема достаточно сложная. Субсидия выделяется на приобретение необходимого для организации учебного процесса оборудования, транспортных средств, развитие школьной инфраструктуры, повышение квалификации и переподготовки учителей, модернизацию базовых школ, создание центров дистанционного обучения. Регионы, в свою очередь, те средства, которые они направляли на эти цели, обязаны перенаправить на повышение зарплат. Использовать федеральные средства на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий мы сможем только после того, как средняя учительская зарплата в нашей области будет соответствовать средней по области в целом. Результатами модернизации должны стать следующие показатели: повышение уровня заработной платы учителей, переход на новую систему оплаты труда, обеспечение современных условий образовательного процесса, использование электронных образовательных ресурсов. Также должна быть увеличена в наших школах доля учителей в возрасте до 29 лет.

- Профессиональное образование сейчас переживает эпоху реформирования...

- Конечным результатом должно стать качественное профессиональное образование, ориентированное на потребность конкретного региона. Мы не можем не принимать во внимание проект нового федерального закона "Об образовании", который сейчас очень активно обсуждается. К 2013 году он должен быть принят. Можно подбирать различные слова, но согласно проекту закона, начальное профессиональное образование на самом деле поглощается средне-специальным.

- По-старому говорить, ПТУ поглощаются техникумами?

- По факту - да. Разработчики закона ставят перед собой цель - сделать средне-специальное образование в несколько уровней, предоставив возможность учащемуся остановить свое образование на уровне НПО, т.е., имея профессию рабочего, продолжить обучение на уровне средне-специального.

- Какие риски вы при этом видите?

- Они, безусловно, есть. Казалось бы, молодым людям предоставляется возможность получить более качественное образование. Но мы прекрасно понимаем, есть определенный контингент обучающихся в системе НПО, который требует большой воспитательной работы. А она была хорошо выстроена в системе НПО. Ведь там с учащимся работает и мастер, и классный руководитель, и социальный работник, и психолог. Все это необходимо сохранить и в системе средне-специального образования.

Возникает еще один вопрос. Сегодня начальное профессиональное образование общедоступно, а чтобы получить средне-специальное, нужно пройти тестирование.

Благодаря всенародному обсуждению закона и предложениям, которые в том числе поступали и из нашей области, мы видим, что в проект закона внесены изменения. И в этом проекте уже звучит, что средне-специальное образование будет тоже общедоступным. В противном случае мы не сможем дать профессию большой армии ребят, которые не очень успешно обучаются в школе.

- Какие принципы должны быть соблюдены при реформировании этого уровня образования?

- Их несколько, но назову два из них. При слиянии таких образовательных учреждений во главу угла надо ставить, во-первых, профессиональную составляющую. Опыт подобный у нас уже есть. Недавно мы создали Восточно-Сибирский региональный педагогический колледж, объединив педагогические колледжи № 1, № 2, № 3 и профучилище № 67.

Во-вторых, необходимо просчитывать затраты на обучение одного учащегося.

И если мы объединяем учреждения, которые изначально концептуально предполагают разные затраты на подготовку специалиста - это большая ошибка. К примеру, подготовить педагога дешевле, чем музыканта. Так что вряд ли будет правильно создавать музыкально-педагогический колледж. Есть вероятность, что многозатратная часть обучения будет поглощена, и в итоге может просто раствориться.

Особо хочется отметить, что использовать только административный ресурс в процессе реформирования - вчерашний день. Мы убедились в этом на примере создания Восточно-Сибирского регионального педагогического колледжа. Если изначально министерство образования видело один вариант, то когда был подключен потенциал объединяемых педколледжей, результат оказался совершенно другим. Это более долгий процесс, но и у людей совершенно другой эмоциональный и социальный настрой.

- Какие изменения произойдут в системе дошкольного образования?

- Я опять начну с проекта закона "Об образовании" и хочу сказать, что впервые дошкольное образование признается начальным дошкольным уровнем образования. ЕГЭ, конечно, в детских садах проводить не будут, но, тем не менее, норма об обязательном дошкольном образовании в проекте закона обсуждается. И тогда перед школой ребенок обязан будет пройти в детском саду годовую подготовку, которая позволит ему легче адаптироваться в школе.

- А если он такую подготовку не пройдет, его в школу не возьмут?

- Пока что-то определенное трудно сказать. Сейчас только обсуждается тема обязательного дошкольного образования. Ведь здесь основная проблема - нехватка мест в детских садах. Поэтому предпочтение будет отдано развитию самых различных форм, в том числе и частных детских садов. Поскольку сейчас лицензироваться будут образовательные программы, а не учреждения, подобные изменения в федеральное законодательство также внесены, это даст возможность работать в этой сфере самым различным правовым формам. В силу маленькой зарплаты кадры в дошкольных учреждениях не закрепляются, а кто у нас работает в детском саду? А работает та мама, которая нуждается в том, чтобы ее ребенок посещал детский сад. И, зачастую, в детсад приходит хороший человек, имеющий детей, но не настолько профессионально подготовленный, как хотелось бы.