Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
16.01.2012

Сергей Курилов: наедине с бюджетом

 Борис Краинский, Газета Право выбора

Пожалуй, впервые за последние годы областной бюджет принимался не на исходе декабря, а в самом его начале. И хотя без столкновения позиций не обошлось, былой горячки, когда депутаты голосовали чуть ли не под звон курантов, удалось избежать. И в этом нет ничего удивительного, считает председатель бюджетного комитета Законодательного Собрания Иркутской области Сергей Курилов.

Сегодня Сергей Курилов - наш гость, которого мы постарались расспросить о том, что там, в финансовых закромах? И двигало нами вовсе не праздное любопытство, ведь областной бюджет - общий кошелек, и заглянуть в него вправе каждый житель Приангарья.

- Сергей Витальевич, назовите основные параметры нового бюджета.

- Оперировать придется большими цифрами. Общий объем поступлений доходов в областную казну составит 75,6 млрд рублей. При этом безвозмездные поступления из федеральных источников планируются в пределах 9 млрд рублей. Расходы, если их округлить, составят почти 77 млрд рублей.

- Дефицит выливается примерно в полтора миллиарда?

- Если быть абсолютно точным, дефицит составит 1 млрд 297 млн рублей. Это менее двух процентов от общей суммы собственных доходов. Цифра вполне приемлемая, поскольку бюджетное законодательство допускает предельный размер дефицита до десяти процентов.

- Отличаются ли итоговые размеры бюджета от первоначального варианта, подготовленного правительством?

- Изменения, конечно, произошли. И причем значительные. После первого чтения, состоявшегося в начале ноября, в наш комитет поступило около сорока поправок.

Большинство из них принадлежало депутатам.

Нетрудно догадаться, что чаще всего речь шла об увеличении расходных статей. По большинству позиций аргументы относительно увеличения бюджетной поддержки прозвучали на сессии по ходу первоначальной дискуссии.

Депутаты пытались защитить не только интересы избирателей своего округа или отдельных муниципалитетов. Ими поднимались проблемы, острота которых чувствуется повсеместно. Это и бюджетная поддержка крестьян, и финансирование социальной сферы (школ, лечебных учреждений), и ликвидация долгов муниципалитетов... Список получился длинным, и случайных просьб, прямо скажем, в нем не было.

- И какой же оказалась реакция составителей областного бюджета?

- Вполне адекватной. Противостояния, как это порой случалось в предыдущие годы, не возникло. К счастью, амбиции, когда хочется доказать свое верховенство, не взыграли. Каждая из сторон думала о деле и соответствующим образом старалась действовать. Это позволило избежать привычной горячки окончательного принятия областного бюджета в предновогодние дни, как это происходило в недавние времена.

- В областном правительстве с максимальным вниманием отнеслись к предложениям депутатов, а также к критическим замечаниям, высказанным на публичных слушаниях. Для второго чтения был внесен откорректированный вариант бюджета, доходная часть которого увеличилась почти на 3 млрд рублей, что более точно соответствовало прогнозам сбора налогов, представленным Контрольно-счетной палатой и федеральной налоговой службой.

Одновременно удалось - с 2,3 до 1,9 процента - изменить и бюджетный дефицит, уменьшив его почти на 250 млн рублей.

Губернатор, пойдя навстречу законодателям, более пристально оценил резервы пополнения областной казны дополнительными доходами. Прирост, как и указывали депутаты, даст увеличение планируемых поступлений от налога на прибыль и на имущество предприятий, а также продажа областной доли в авуарах компании РУСИА-Петролиум.

- Как известно, денег много никогда не бывает, но депутаты при распределении дополнительных средств, надо полагать, придерживались определенных приоритетов.

- Бюджет 2012 года отличает ярко выраженная социальная направленность. Если суммировать расходы, запланированные на образование, здравоохранение, культуру, жилищно-коммунальное хозяйство, социальную поддержку разных категорий граждан, то их общая сумма приблизится почти к 60 млрд рублей. Это две трети всей областной казны.

При корректировке нам удалось точечным образом еще и увеличить расходы по ряду позиций, на чем особенно настаивали депутаты. Чтобы довести к апрелю зарплату учителей до 90 процентов среднего заработка в экономике региона, учительские расходы увеличили почти на 375 млн рублей. Еще более крупная сумма - 450 млн рублей - добавлена к расходам на оплату труда педагогов дошкольных учреждений, находящихся в ведении органов местного самоуправления.

Депутаты одобрили выделение дополнительно 50 млн рублей для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма. Еще 25 млн рублей направлено на оплату санаторно-курортного долечивания больных, перенесших инфаркт миокарда и операцию на сердце. А на закупку дорогостоящих лекарственных средств, необходимых для выхаживания новорожденных с тяжелой патологией, отпущено около 8,5 млн рублей.

Впервые за последние годы предусмотрены средства в размере 150 млн рублей на возобновление строительства социального жилья для молодых специалистов, что будет способствовать закреплению кадров на периферии.

И этими примерами перечень адресов дополнительной бюджетной поддержки не исчерпывается. Нам удалось определиться с финансированием 83 социальных программ. Подобные социальные обязательства далеко не каждый регион может взять на себя. Губернатор с трибуны сессии заявил, что бюджет 2012 года - самый социально ориентированный бюджет за последние двадцать лет, И с этим трудно не согласиться.

- Есть еще одна общая проблема, касающаяся пригородных электричек. Всю осень ходили слухи, что их могут и вовсе отменить, а ведь электричками пользуются многие сотни людей.

- Надеюсь, что и в дальнейшем привычные маршруты электричек сохранятся, хотя спорные моменты во взаимоотношениях с железнодорожниками еще остаются.

В ходе формирования бюджета первоначальный размер субсидий в связи с госрегулированием тарифов на пригородные перевозки был увеличен примерно вдвое, а их общая сумма составила почти 450 млн рублей. Причем, решение было обоюдным - и депутатов, и правительства. Полагаем, что этих средств будет достаточно для бесперебойной работы Байкальской пригородной пассажирской компании. Надеемся, что количество маршрутов, а их сегодня насчитывается свыше 140, не сократится, а пассажиропоток даже возрастет. В соответствии с программой развития транспортной системы региона железнодорожники планируют увеличение в текущем году перевозок в пригородном сообщении на 75 тыс. человек.

Что же касается разногласий относительно суммы возможных субсидий на возмещение недополученных доходов Байкальской компании, то рассудить затянувшийся спор должна областная служба по тарифам.

- Всякий раз, когда формируется новый бюджет, возникают споры вокруг областной господдержки аграрного сектора. На что могут рассчитывать наши крестьяне?

- Споры, конечно, и на этот раз были, но без резких фраз вроде "село - это черная дыра". И здесь позиция депутатов и областного правительства совпала: на поддержку могут рассчитывать сельскохозяйственные проекты, гарантирующие реальную отдачу. Это прирост производства собственного продовольствия, создание конкуренции с другими регионами, выпуск фирменной продукции с иркутской маркой, знать которую должны не только в Приангарье.

Первоначально бюджетная поддержка закладывалась на уровне прошлого года, но депутаты посчитали, что её недостаточно. Правда, было обещано, что при неизбежной в будущем корректировке бюджета селяне могут рассчитывать на прибавку. Пришлось напомнить финансистам в общем-то известную истину: деньги крестьянам нужны не в конце года, а весной, когда начинается посевная. Ведь для получения урожая требуется полгода, а для того, чтобы вырастить бычка, - и того больше.

В итоге размер бюджетной поддержки аграриев в ходе второго чтения был увеличен с 470 до 800 млн рублей. Еще 239 млн рублей было добавлено после того, как в бюджет ввели 3-миллиардный резерв, найденный губернатором. В итоге цифра перевалила за миллиард.

- Еще одна больная тема - сбалансированность местных бюджетов. Муниципалитетам зачастую просто не хватает средств на исполнение полномочий, которыми их щедро наделяет власть федеральная и региональная.

- Этот вопрос исчезнет, если на нас прольется обильный финансовый дождь, но в обозримом будущем подобное вряд ли случится.

На 2012 год для покрытия дефицита местных бюджетов выделяется почти миллиард рублей. Кроме того, появилась надежда на погашение долгов муниципальных образований перед пенсионным и другими внебюджетными фондами. Мы должны поблагодарить нашего коллегу Виталия Шубу. Будучи депутатом Государственной Думы, он сумел добиться реструктуризации долга на выгодных условиях. Нам надо в течение трех лет выплатить основную долю задолженности в 1,2 млрд рублей. Справимся - значит будет аннулирована оставшаяся часть долга, набежавшая еще с 90-х годов за счет пени и штрафов за просрочки выплат. На эти цели в бюджете удалось предусмотреть 400 млн рублей. Пока на первый транш, но будем надеяться, что за ним последуют и два других.

- Если отвлечься от цифр и вернуться к дебатам вокруг бюджета на сессиях, какие еще выводы сделали депутаты?

- Сроки принятия бюджета, как уже было сказано, выдержать удалось, и это плюс. Однако и потирать руки от удовольствия нельзя, а надо извлекать уроки. Беспокоит расплывчатость контрольных цифр, на основании которых ведется разработка первоначального варианта бюджета. Конечно, можно порадоваться, что за счет трех миллиардов, появившихся перед третьим чтением, удалось учесть большинство предложений депутатов по дополнительному финансированию. Только ведь напрашивается вопрос о том, почему же солидный резерв обозначился на заключительном, а не начальном этапе формирования главного финансового документа?

- Видимо, просчитались в областном Минфине...

- Дала о себе знать застарелая болезнь, когда судьбоносные расчеты строятся на рыхлом прогнозе. Это особенно заметно проявилось с исполнением областного бюджета 2011 года. В ноябре в него завели более 10 млрд рублей дополнительных доходов, а первоначально финансисты областного правительства клятвенно уверяли, что предел собственных доходов - 70 млрд рублей. Вот такая вышла "ошибочка" в расчетах.

- Но и смертельной её не назовешь, деньги-то все равно попали в областную казну?

- Делить дополнительные средства - занятие приятное. Только от подобного глазомера страдает экономика, о чем говорили на сессии многие депутаты. Валерий Лукин напомнил: фундамент бюджета - это прогноз социально-экономического развития области. И чем точнее прогноз, тем прочнее фундамент. По оценкам депутата, прогноз, составленный на 2011 год, оказался бескрылым. Вывод надо сделать и нам, депутатам. Законодатели должны повышать требования к достоверности прогнозных оценок. Прежде всего со стороны областного Минэкономразвития. И, конечно, Минфина.

- Почему бы не возродить межведомственную комиссию для оценки точности финансовых перспектив ведущих предприятий. Ей удавалось зачастую раскрывать глаза руководителям на потаенные места, где скрывались резервы производственного роста и дополнительной прибыли. Областной бюджет от такого своевременного диалога только выигрывал.

- Именно об этом в ходе обсуждения бюджета говорили депутаты, высказывая тревогу за просчеты аналитических служб областного правительства.

Разве не прав Геннадий Истомин, настаивавший на персональной ответственности за точность экономического прогноза. Он критически отнесся к объяснению неожиданного появления под занавес 2011 года дополнительных доходов, полученных за счет резкого увеличения нефтедобычи. И сослался в качестве примера на компанию "Верхнечонскнефтегаз", где планы по добыче углеводородного сырья определены вплоть до 2014 года. У них все четко прописано, говорил депутат, и Минэкономразвития должно четко знать каждую цифру, составляя прогноз социально-экономического развития.

Абсолютно правильная постановка вопроса. И полная ясность с перспективами развития производства должна быть по всем компаниям и предприятиям, составляющим хребет региональной экономики.

- И каким бы мог быть первый шаг в этом направлении?

- Надо прямо сейчас возвращаться к уточнению параметров нового бюджета, оценивая финансовые перспективы начавшегося года. Затягивать с обнаружением и исправлением ошибок никак нельзя. Здесь слово за областным правительством, а депутатам следует активизировать законотворческую деятельность.

- Наверное, не случайно одновременно с принятием нового бюджета существенной ревизии подвергся ряд законов, впрямую связанных с формированием областной казны.

- Да, на заключительной сессии минувшего года корректировке подвергся Закон "О пониженных налоговых ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков". Для целого ряда товаропроизводителей установлена ставка в 14 процентов. Законопроект, который внес депутат Алексей Соболь, принимался в обстановке далекой от единогласия. Даже на заседании фракции "Единой России" мнения разделились. На сессии в ходе окончательного голосования было собрано 33 голоса, среди противников оказалось три депутата, и два - воздержались. Не вдаваясь в подробности, скажу, что понижение ставки - это стимул для развития предприятия и одновременно создание условий для притока инвестиций.

- Бюджетные потери не пугают?

- Поначалу они неизбежны, но завтра-то будут даже перекрыты. Взять тот же "Верхнечонскнефтегаз". За два года применения налоговой льготы выпадающие доходы потянут на 700 млн рублей. При этом отчисления в бюджет уже нынче против минувшего года возрастут на треть и составят 7 млрд рублей. Не будет пущена на ветер сэкономленная прибыль и на других предприятиях. Она пойдет на модернизацию, внедрение нового оборудования, техническое перевооружение. Значит, и бюджет в перспективе получит дополнительные отчисления от обновленных предприятий.

Заботой о завтрашнем дне вызвана и недавняя корректировка Закона "О налоге на имущество предприятий". С инициативой выступил губернатор области, а депутаты сочли возможным расширить перечень товаропроизводителей, которым гарантируются налоговые льготы при техническом перевооружении производства.

Изменения коснулись и закона о межбюджетных трансфертах. Они направлены на поддержку муниципалитетов и сохранение стабильности в межбюджетных отношениях. При новых нормативах отчислений муниципальные районы дополнительно получат свыше 900 млн рублей. Была поддержана моя поправка о том, чтобы при расчете дотаций из фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов учитывать количество людей, проживающих в населенном пункте. Эта норма начнет действовать с января 2013 года.

Одним словом, депутаты настроены на создание в нашем регионе благоприятного инвестиционного климата, повышение заинтересованности трудовых коллективов, предпринимателей, местных властей в развитии материальной сферы и дополнительного получения собственных доходов.

- С чем связаны ваши, Сергей Витальевич, депутатские мечты?

- Хотелось бы, чтобы областная казна становилась богаче. Чем больше доходов, тем лучше всем. Так я бы ответил с позиции председателя бюджетного комитета.

Справка "Право выбора"

Курилов Сергей Витальевич. Родился в 1961 году. Коренной иркутянин. Образование высшее. Окончил Иркутский политехнический институт по специальности инженер-строитель и Иркутский государственный университет по специальности юриспруденция.

Трудовую деятельность начал в тресте "Иркутскжилстрой" - мастер СУ-3, секретарь комитета ВЛКСМ. Работал в Октябрьском райкоме ВЛКСМ города Иркутска. В 1988 году перешел в "Иркутскгражданстрой" - главный инженер СУ-4. В период с 1991 по 2007 год работал в банковских и коммерческих организациях Иркутска.

Дважды по списку партии "Единая Россия" избирался депутатом Законодательного Собрания Иркутской области. В областном парламенте четвертого созыва возглавлял комитет по социальной политике. В Собрании нынешнего состава - председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству.