Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
29.09.2014

Борис Алексеев: Мы должны менять жизнь к лучшему, Газета Областная газета, 26.09.2014

Свою политическую карьеру Борис Алексеев начал еще в 1989 году, будучи избранным депутатом Верховного Совета от северных территорий. Потом будет работа в администрации Иркутской области, высокий пост заместителя губернатора.

К законодательной деятельности он вернется в 2000 году, став депутатом Законодательного Собрания и возглавив ведущий комитет - комитет по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении. И все последующие созывы, включая и нынешний, он неизменно остается в председательском кресле, сочетая государственный подход и защиту интересов территории.

В ходе нашей беседы Борис Алексеев подвел итоги деятельности комитета за первый год работы областного парламента второго созыва и поделился планами на будущее.

- Сейчас в серьезной работе находится проект закона, регулирующий административные правонарушения. Недавно мы провели рабочую группу с участием правоохранительных структур, где определили поправки к действующему закону. Договорились, что в рамках соглашения с областным правительством некоторые вопросы оформления протоколов с участием работников полиции мы отрегулируем.

- А что требуется отрегулировать?

- Раньше составлением протоколов об административных правонарушениях занималась милиция. С принятием закона о полиции это как бы было отменено.

- А кому передано?

- Органам местного самоуправления. А у них, как показала жизнь, на это не хватает сил и возможностей. Поэтому мы возвращаемся к прежней практике.

- То есть местное самоуправление будет отстранено от составления протоколов?

- Ни в коем случае. И местные власти, и полиция будут работать в тандеме. Это выгодно всем. Нам как законодателям, потому что мы помогаем на местах выявленные правонарушения оформлять, поддерживать правильное исполнение закона. Выгодно местному самоуправлению, потому что они будут получать с помощью налагаемых штрафов дополнительные финансовые ресурсы. Удобно и самим правоохранительным органам, поскольку это помогает поддерживать правопорядок на соответствующих территориях.

- Вы, помнится, еще в начале июня проводили с судебным департаментом рабочее совещание по оказанию бесплатной юридической помощи. Каковы его результаты?

- В совещании принял участие не только судебный департамент, но и адвокатское сообщество, министерство юстиции и прокуратура. Тема очень актуальная. С каждым годом увеличивается число обращений по оказанию бесплатной юридической помощи, и мы обязаны ее расширять. С этим согласны все участники совещания.

- А кто имеет право на бесплатную юридическую помощь?

- Перечень определен законом. В него входят многодетные семьи, инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны всех категорий, матери-одиночки, отдельные категории слабозащищенного населения. Мы работаем над тем, чтобы люди получали юридическую помощь не только в виде устных консультаций, но и обеспечивались бесплатной судебной защитой. Как в ходе подготовки к судебному заседанию, так и в ходе самого заседания.

- Адвокаты готовы к этому?

- Соответствующая работа проведена, и, могу с уверенность сказать, адвокаты готовы прийти на помощь наиболее незащищенным слоям населения, не требуя за это вознаграждения.

- Как я понимаю, принятие закона или поправки, вносимые в некоторые законопроекты, продиктованы пожеланиями самого населения?

- Совершенно верно. Только один пример - нотариальная помощь. Мы считаем необходимым откликаться на обращения, которые поступают к нам с мест, а также учли просьбу уполномоченного по правам человека в Иркутской области провести с министерством юстиции соответствующую работу по увеличению нотариальных округов. В результате после обсуждений, прошедших в июле, наметили подготовку законопроекта по этому вопросу. В настоящее время усилиями нотариальной палаты и министерства юстиции такой законопроект подготовлен, и мы, группа депутатов, выносим его на рассмотрение Законодательного Собрания.

- Неужели у нас не хватает нотариусов? Казалось бы, чего-чего, а их-то как раз в избытке.

- В одном округе густо, а в другом пусто. Кроме того, нотариусы тоже люди, уходят в отпуск. Один ушел, другой - и уже очереди, люди нервничают, особенно когда дело спешное. Кроме того, в некоторых округах увеличилось количество населения. Естественно, усложнилось обслуживание. Надо еще учесть, что в некоторых районах, особенно удаленных, не было своего нотариуса, и их функции выполняли выездные. Допустим, из Бохана нотариус выезжал в Осу или из Нукутов выезжал в Кутулик. Согласитесь, это неудобство как для нотариуса, так и для населения, которому приходится подгадывать под приезд нотариуса. Исходя из всего этого, мы и посчитали необходимым создать дополнительные нотариальные округа.

- Говорят о возрождении у нас в области ДНД - добровольных народных дружин. Насколько это реально?

- Такой законопроект правительством уже внесен, и мы готовимся рассмотреть его. Первого октября мы запланировали проведение общественных слушаний по данному законопроекту. Рассчитываем, что совместными усилиями с участием муниципальных образований подготовим и примем региональный законопроект, а также включимся в работу по охране общественного порядка с участием населения.

- Вы считаете, что силами одной полиции правопорядок не установишь?

- Мы же все это проходили. Ясно, что без участия общественности не обойтись. И федеральные законы позволяют сегодня призвать ее на помощь.

- Федеральный закон уже принят?

- Он уже вступил в действие. Именно в его рамках мы и должны написать свой областной закон.

- А какие-то льготы участникам ДНД будут в нем предусмотрены?

- Вот как раз мы бы хотели, чтобы в нем были заложены определенные льготы для общественных охранителей порядка на наших улицах.

- По-видимому, вашему комитету придется заниматься законопроектом "О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения"?

- Это станет одним из основных направлений деятельности нашего комитета. До конца этого года должны быть распределены полномочия между сельскими поселениями и районами. Работа уже ведется. В правительстве создана рабочая группа под председательством первого заместителя правительства Виктора Васильевича Игнатенко. Хотелось бы, чтобы не было формализма в этой работе на местах. Чтобы и сельские поселения, и районы в реалии определили, какой перечень полномочий будет оставаться за каждым из них.

- Сейчас, будем откровенны, значительная часть полномочий, определенных сельским поселениям, не выполняется.

- А как они могут быть выполнены, когда на плечи нищего бюджета поселений возлагается более 30 полномочий. Может быть, и хотели бы все исполнить, да нет финансовой возможности.

- Есть какие-то уже наметки, сколько полномочий нужно возлагать на сельские поселения?

- Есть 13 обязательных, определенных федеральным законодательством. А дальше надо смотреть по доходам. Такие поселения, как, например, Хомутово, имея высокую налоговую базу, естественно, могут взять на себя больше полномочий, чем какое-нибудь северное поселение, полностью сидящее на дотации.

- То есть никакой унификации, обязательного набора полномочий для всех без исключения не планируется?

- Для каждой территории будет установлен свой набор. И он должен быть не спущен сверху, а выработан в рамках взаимоотношений между сельскими поселениями и районом. И этот набор будет заложен в региональном законе и подкреплен соответствующими межбюджетными отношениями. Это достаточно серьезная работа, которая, надеюсь, будет проведена правильно.

- Вам не кажется, что у поселений есть тенденция не обременять себя лишними полномочиями, сбросив их на плечи районов?

- Поселение видит свою задачу так: пусть все идет, как идет. Да и районы тоже. Но мы-то понимаем, что должны решать вопросы повышения качества жизни населения, качества исполнения муниципальных услуг на местах, не просто изображать власть, а служить народу.

- Вы были одним из инициаторов конкурса на лучшее территориальное общественное самоуправление. Он состоялся, и в чем его смысл?

- Мы долго доказывали необходимость такого конкурса и, к счастью; добились. А смысл - в личной ответственности населения за порядком на своей территории. Итоги первого конкурса уже подведены, и они показали, что с помощью домовых и уличных комитетов, советов микрорайонов можно от слов и брюзжания перейти к конкретным делам, сообща разрешая много мелких проблем. Той же цели служит и программа "Народные инициативы", которая уже показала свою эффективность и, надеюсь, будет продолжена.

- А будет продолжена практика выездных семинаров?

- Несомненно. Мы не стеснялись и не боялись проводить семинары на местах, выезжая в различные районы области и встречаясь со своими коллегами. Не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Бывая на местах, многое узнаешь, многое получаешь в плане взаимоотношения со своими коллегами, с депутатами. Кстати, я заметил, что за последний год депутаты на местах стали как-то пободрее, они уже осознают свою силу, свои возможности. Укрепляется у населения и вера в депутатов Законодательного Собрания.

- В своем избирательном округе часто бываете?

- Раз в месяц уж точно. Округ у меня обширный, за один раз его не объедешь. Поэтому дислокацию приходится менять. В этом месяце я веду прием в Рудногорске, в следующем - в Янтале, ну и так далее. Когда меня приглашают на сход, зову местных депутатов, чтобы не отсиживались за чужой спиной, а тоже плечо подставляли в решении проблем.

- Бывают неразрешимые проблемы?

- Бывают не сразу разрешимые. Но я привык в своей жизни всегда добиваться разрешения, и многое получается. Да и люди привыкли, что Алексеев пробьет. Поэтому я просто обязан расшибиться в лепешку, но сделать, чтобы не испортить репутацию.