Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
20.05.2015

Механизм обратной связи, Газета Областная газета, 20.05.2015

Темой круглого стола, проведенного по инициативе комитета по законодательству о госстроительстве и местном самоуправлении ЗС, стал опыт реализации в регионе форм общественного контроля, предусмотренных российским законодательством. В разговоре приняли участие представители Общественной палаты, муниципальных образований и общественных организаций.

Поводом для обмена мнениями явилась работа по созданию и принятию областного закона "Об отдельных вопросах осуществления общественного контроля в Иркутской области". Нужда в таком законе, по мнению председателя комитета Бориса Алексеева, давно назрела:

- Предназначение общественного контроля состоит в обеспечении обратной связи между обществом и государством. Люди хотят участвовать в решении общественных дел, реально контролировать институты власти, иметь больше возможностей для своего развития. Наличие в стране эффективной системы общественного контроля помогает преодолеть отчуждение государства от общества, повысить доверие граждан к органам власти, избежать бюрократического произвола.

Как считает Борис Алексеев, в настоящее время на первый план выходят методы и формы общественного контроля, а также эффективность их осуществления. Принятый в середине прошлого года федеральный закон "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", вызревший, наконец, из многолетних споров, впервые дает юридическое понимание общественного контроля, установив правовые основы его организации. На его базе подготовлен проект закона об общественном контроле за органами государственной власти и государственных организаций Иркутской области.

- При его первоначальном рассмотрении в нашем комитете выявилось, что проект нуждается в доработке, к нему поступило много замечаний и предложений. Было принято решение о создании рабочей группы для доработки законопроекта во втором чтении. Сегодняшний круглый стол служит той же цели - совершенствованию закона, который призван навести мосты между органами государственной власти и обществом.

С концепцией законопроекта ознакомил присутствующих директор Института законодательства и правовой информации имени М.М. Сперанского Алексей Петров. Он подчеркнул, что подобные законы приняты лишь в нескольких субъектах Федерации, и не было возможности ознакомиться с ними:

- Пришлось, как говорится, начинать с чистого листа.

На разных этапах подготовки законопроект обсуждался в публичной среде и вобрал все конструктивные предложения, высказанные в ходе встреч. Не многие законопроекты, по словам Алексея Петрова, удостаивались такого серьезного и тщательного внимания. В нем представлен статус Общественного совета при Законодательном Собрании, детально прописан механизм общественных инспекций и групп общественного контроля, а также изложены элементы обратной связи, способной пресечь факты коррупции и бюрократизма, обнаруженные общественными контролерами.

- В нашем проекте закона, - отметил он, - нет лишь одного: он не распространяется на местное самоуправление. Мы исходим из того, что соответствующее регулирование должны разрабатывать сами муниципальные образования. Но если есть необходимость представить какие-то модели, то наш институт готов подключиться к работе и оказать методическую помощь.

По словам исполнительного директора Ассоциации муниципальных образований Иркутской области Зои Масловской, отдельные элементы общественного контроля уже действуют в регионе. Так, почти во всех муниципалитетах второго уровня и некоторых муниципалитетах первого уровня созданы Общественные советы. Наиболее активно они действуют в городских округах. В практику их работы вошли проведение опросов среди населения об эффективности деятельности органов местного самоуправления, публичные слушания по исполнению местных бюджетов, опросы по качеству предоставления муниципальных услуг.

Одна из проблем, возникающих при осуществлении общественного контроля, - недостаточно высокий профессиональный уровень общественных инспекторов.

- Как правило, - сказала Зоя Масловская, - общественным контролем занимаются граждане с активной гражданской позицией, готовые открыто говорить о недостатках власти, но, к сожалению, не всегда обладающие достаточной компетентностью. Поэтому, прежде чем дать в руки новый закон, необходимо повысить правовую грамотность населения.

Хотя необходимость общественного контроля не вызывает сомнений, но сегодня, отметила Зоя Масловская, муниципалитеты ежегодно подвергаются чрезмерным количествам проверок всевозможных контролирующих организаций. Только одно Шелеховское МО подверглось в 2014 году 78 плановым и 27 внеплановым проверкам. Поэтому систему дополнительного общественного контроля необходимо ввести в какое-то плановое русло.

О необходимости включения в законопроект прозрачного механизма его правоприменения с четкими сроками проведения проверок говорила и уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области Светлана Семенова:

- Общественный контроль - это не повод вмешаться в деятельность исполнительной власти. Это вопрос сотрудничества и взаимодействия. Нам не нужен конфликт, нам нужен результат.

В ходе обсуждения участниками круглого стола было отмечено, что многие руководители, к которым у общественников есть претензии, уклоняются от приглашений на заседания Общественных советов. Поэтому было предложено закрепить в законе положение об ответственности должностных лиц за неявку на заседание общественной инспекции.

В окончательном виде законопроект планируется принять на июньской сессии. Институту законодательства и правовой информации имени М.М. Сперанского поручено подготовить модельный нормативно-правовой акт о муниципальном общественном контроле.